В древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления
крещение оглашенных (или "оглашаемых христианским учением", т. е.
готовящихся принять таинство Крещения), поэтому праздник называли также
Святым днем светов, или праздником Просвещения.
В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская апостольская церковь до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января.
В традиции Восточной Церкви общее празднование Богоявления
продолжается 12 дней (2-14 января). Ближайший перед праздником
воскресный день называется Неделей перед Просвещением. В навечерие
праздника совершается особое богослужение - царские часы и соблюдается
строгий пост - крещенский сочельник. В первый день праздника
прославляется само событие Богоявления - Крещение Иисуса и явление трех
лиц Божества. Второй день праздника (7 января) посвящается воспоминанию
и прославлению Иоанна Крестителя как совершившего таинство Крещения
Господня (Еванг. от Матфея, глава 3, стихи 14-15) - поэтому он получил
название Собор Иоанна Предтечи.
Характерным элементом праздника является обряд водоосвящения -
"великого освящения воды на Иордане", который в сельской местности
обычно совершается в естественных водоемах, а в городских условиях - в
храмах. Эта традиция сложилась еще в первые века христианства. Вода,
освященная в праздник Богоявления, считается святыней (греч. агиасма):
ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы,
принимают в случае болезни и дают пить тем, кто по каким-либо причинам
не может быть допущен к таинству Евхаристии.
У западных христиан, которые отмечают этот праздник 6 января по новому
стилю, в значении праздника Богоявления на первый план выступает
воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после
рождения Христа как о первом откровении о приходе Мессии, данном
язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum
magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей) и
связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (трех царей) -
Каспара, Мельхиора и Валтасара, а День Крещения Господня (Baptisma
Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и
завершает рождественский цикл. По западной традиции в день Богоявления
совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым
верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов:
"К+М+В".
У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с
окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с
культом природы (сатурналий у романских народов, святок у славянских).
Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи - народные игрища,
гадания и т.д. сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника.
Информация взята с сайта:http://www.newsru.com и опубликована
специально для клана падшие ангелы и всех посетителей))